Формула красоты
«Красивое лицо – немая рекомендация».
Публий Сир
«Красивые женщины умирают дважды».
П. Буаст
 
 
Не знаю, можно ли вывести формулу любви, но если она и существует, то только с формулой красоты. Ведь красота и любовь — это две стороны одной медали. И пусть связь этих понятий вовсе не прямолинейна, нам хорошо известно, что красивый человек осознает силу своей внешности и в большей сте­пени уверен в себе. Он, безусловно, привлекательнее (при том, что красота и привлекательность — не одно и то же). И его аура распро­страняется на окружающих, покоряя одних, заинтересовывая других и заставляя задуматься третьих.
 
Во все времена у каждого народа существовала своя богиня красо­ты, которой поклонялись и женщины и мужчины. У греков — Афродита, у римлян — Венера, у скандинавов — Фрейя, у славян — Лада. Культ красоты известен с древнейших времен, дошел он и до наших дней, правда существенно изменившись.
 
Попробуйте спросить наших современников, кого из известных людей они считают красивыми: вам назовут Любовь Орлову и Мери-лин Монро, Марию Шарапову и Наоми Кэмпбелл, Анжелику Варум и Бритни Спирс. В отношении мужчин мнения также разделятся: Васи­лий Лановой и Ричард Гир, Олег Меньшиков и Том Круз, Константин Хабенский и Рассел Кроу, Алексей Безруков и Леонардо ДиКаприо... Всех не перечислишь.
 
Красивая внешность всегда притягивает внимание, и неслу­чайно журнал «Forbs» каждый год публикует списки самых краси­вых людей планеты. И все же человеческая красота — вопрос субъективный. Для одних — это изящество и гармония линий, для других — соответствие общепризнанным эталонам красоты, для третьих — порядочность, искренность и доброта, а кому-то по ду­ше пикантность и сексуальность. Сколько людей — столько и мне­ний.
 
В повседневной жизни мы редко задумываемся о том, что такое красота, и не всегда можем сказать, что именно нам нравится или не нравится в том или ином человеке. Мы просто ЭТО чувствуем и не всегда способны объяснить словами. «Формула красоты» у каждого своя.
 
Если же обратиться к научному взгляду, то можно выделить четы­ре модели красоты человеческого тела: математическую, социально-историческую, этническую и биологическую.
 
 

Математическая модель красоты

С математической точки зрения, физическая красота человека — это сочетание определенных анатомичес­ких пропорций и величин. Длина рук и размеры головы, окружность талии, бедер и грудной клетки, ширина крыльев носа и расстояние между внутренними углами глаз. Эти и многие другие по­казатели имеют свои про­порции и средние величины, которые используют в своей работе пластические хирурги, моделье­ры и художники.
 
Для профессионала достаточно одного взгляда, чтобы сказать: да, этот человек красив. И в данном случае ощущение красоты, по сути, будет сочетанием всех анатомических показателей, создаю­щих гармоничный внешний образ. Удивительно, но эталоны красо­ты могут быть выражены в цифрах и углах, оценены с помощьюкомпьютера и штангенциркуля! Однако на самом деле это — чув­ство, ощущение, которое значительное сложнее математических закономерностей и статистических оценок.
 
 

Социально-исторический взгляд

Ощущение красоты мно­голико и во многом зависит от исторической эпохи. Так, пышные формы женщин, изображенных на полотнах Рубенса и Тициана, далеки от эталонов красоты Х1Х-го века.
 
ХХ-ое столетие оказалось щедрым как на исторические собы­тия, так и на подходы к оценке человеческой внешности. Утончен­ность линий и нездоровую бледность дам начала века сменили в 20-х годах мальчишеские пропорции тела, чуть вздернутый нос и округлые щеки. Затем наступила эпоха относительно пышных форм и тонких классических черт лица. В 60-ые поклонялись Мон­ро, в 70-е — Элизабет Тейлор, в 80-е — Бриджит Бордо, а в 90-е — Деми Мур. Сегодня признаками женской красоты считают выступаю­щие скулы, чувственные губы, прямой нос и стройную фигуру. И здесь к идеалу приближаются многие. И особенно — в России, где концентрацию красивых женщин заслуженно считают самой вы­сокой в мире.
 
Социальная модель красоты учитывает и возраст: то, что при­влекает подростков, может совсем не нравиться взрослым. На восприятие красоты сильно влияют социальный слой, нравы и обы­чаи конкретной общественной группы, к которой принадлежит человек.
 
Наконец, представления о красоте ярко индивидуальны. К приме­ру, одним в женщине нравится полная грудь, а другим — небольшая «французская». Для многих людей красивый — синоним слова сексу­альный. Ведь если нет физической приязни, то даже совершенные черты могут оттолкнуть. И, наоборот, какая-нибудь неправильность привлекает внимание, завораживает.
 
Нельзя не сказать, что физическая красота имеет и ярко выражен­ный духовный компонент, который делает глаза — чарующими или «бесцветными», а взгляд — проникновенным или «пустым», движе­ния — утонченными, а слова — искренними. Вот почему уже столько веков нас чарует образ Джоконды — бессмертного творения Леонар­до да Винчи.
 
 

Этнические модели красоты

Красивая внешность в Африке — это совсем не то, что в Азии и, тем более, в Европе. Например, африканские аборигены считают бе­локожих женщин уродливыми и на редкость непропорциональны­ми, а китайцы вот уже несколько столетий посмеиваются над фор­мой и размерами ступней европейцев. Этнические эталоны идеаль­ного носа (европейского, африканского, азиатского) вообще далеки друг от друга, также как и некоторые особенности анатомии. Напри­мер, горбинка и высокая спинка носа. Она может быть мечтой афри­канцев, гордостью азиатов, но нередко считается внешним дефектом у европейцев.
 
 
 

Красота как биологическая целесообразность

И все-таки, в чем же ко­нечный смысл красоты? По­чему и зачем в человеке воз­никло это чувство? С какой целью природа и Всевыш­ний вложили его в человече­скую душу?
 
Весьма интересный ответ на этот вопрос дает Иван Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы». С его точки зрения, важнейшим отличием человека от представителей животного мира является предметное бинокулярное зрение, остро воспринимающее глубину и форму, что сочетается с психической мощью мозга человека. «....И это немедленно использовала природа для решения той же великой задачи продолжения рода. …Использовав чувство формы для привлечения полов, природа необходимо должна была обеспечить автоматическую правильность выбора, закодировав в форме, красках, звуках и запахах восприятие наиболее совершенного. ...Этот инстинктивный выбор, закодированный так, что он радует нас, и стал чувством красоты, эстетическим наслаждением (выделено А. Б.). А на самом деле — это опыт, накопленный в миллионах поколений при определении того, что совершенно, что устроено анатомически правильно, наилучшим образом отвечает своему функциональному предназначению».
 
Так, нам нравятся «...блестящая, гладкая и плотная кожа, густые во­лосы, ясные чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показате­ли общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедея­тельности. Красивая прямая осанка, расправленные плечи, внима­тельный взгляд, высокая посадка головы — мы называем ее гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находяще­гося в постоянной тренировке тела...
 
Что, безусловно, красиво у человека вне всяких наслоений инди­видуальных вкусов, культуры или исключительных расовых отклоне­ний? Скажем, большие глаза и притом широко расставленные, не слишком выпуклые и не чересчур впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. ...Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точ­ности гормональной регулировки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах — наилучшее. ...Красивы длинные ресни­цы, — они лучше защищают глаз. Нам кажутся они изящнее, если изо­гнуты кверху, — ощущение верно, потому что отогнутые вверх кон­чики не дают ресницам слипаться или смерзаться...
 
...Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивы для мужчин, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, что нормально сложенная здоровая женщина всегда име­ет более развитый жировой слой, чем мужчина. Хорошо известно, но так ли уж всем понятно, что это не более чем резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода, когда женщина вынашива­ет или кормит ребенка?....
 
И ...этот подкожный слой создает мягкие линии женского тела — самого прекрасного создания природы».
 
Женщина — мать, и поэтому широкие бедра облегчают рождение здорового ребенка. Анатомической компенсацией широких бедер является тонкая талия. Достаточно крупная грудь необходима для то­го, чтобы обеспечить кормление ребенка.
 
 
Длинные волосы когда-то играли роль дополнительной одежды. Достаточно густые брови — должны отводить от глаз пот, стекаю­щий со лба, но не быть слишком густыми, чтобы в них не заводились насекомые.
 
Почему нам нравится женщина на высоких каблуках? Вот ответ Ивана Ефремова: «Не просто удлинение, — а изменение пропорции ноги — вот в чем суть каблука. Удлиняется голень, которая становит­ся значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгому, то есть к успешной охоте».
 
Итак, вы познакомились с несколькими взглядами на Красоту че­ловека. И пусть они могут показаться слишком упрощенными, или, наоборот, сложными, а иногда — грубоватыми. Не будем забывать, что, в конечном счете, красота - это результирующее ощущение симпатии и влечения, которое наполняет человеческую жизнь великим смыслом продолжения рода.
 
 
А.Е. Белоусов. Пластическая хирургия без прикрас. СПб., 2007.
comments powered by HyperComments
19 февраля 2009 в 13:32:55
mborodkin

спасибо за интересную статью

29 марта 2024 05:26


Всего объектов 25
Всего отзывов 0

Нашли ошибку?

Добавить предприятие